ПЕРВЫЙ ПОРТАЛ O РУССКОЯЗЫЧНОМ БЛЮЗЕ

А. Бобков: Блюзовые вести с рязанских плантаций. (Эмоциональное эссе)

…Начнём с того, что в Рязанском крае нет плантаций. Есть бескрайние поля, березовые рощи…картофельные грядки. Такой вот незамысловатый, неблюзовый пейзаж…
А вот блюз есть! Спрашивается, какой же это блюз, коли нет плантаций, негров, мегаполисов? Ответим без дипломатии – вот такой и есть. Рязанский. Даже с историей.
Не претендуя на полноценное владение всей информацией (пусть меня поправят те земляки, кто более осведомлён), рискну предположить, что мне посчастливилось присутствовать при зарождении блюза в Рязани. (Ох уж эта гордыня! Ох, уж эта тяга к пафосности!).
Блюз играли в нашем городе и до того момента, который я позволил себе окрестить Зарождением Рязанского Блюза. Играли в одиночку, играли отдельные блюзовые и приблюженные вещи в группах (в качестве примера могу привести песню группы «Сад семи камней» - ныне почившую. Там были слова в припеве: «Дай мне стамеску, бэйби!, дай мне киянку, бэйби!, дай мне отвёртку, бэйби! Дай, дай, дай, дай, дай, дай, дай!» Дальше не помню =)). Но чего-то не хватало для констатации факта, что в Рязани есть блюз…
Не хватало блюзовой группы. И вот, если старушка-память мне верна, в 1997-98 годах мы сотоварищи услышали сборник «The Best Of Blues. Part 2.» и, когда улеглась хиросимская пыль в голове, мы поняли, ЧТО мы хотим играть. Именно с этого момента в нашем славном городе появилась группа Porpendechos Blues.
…И как-то сразу стало ясно, что – в отличие от большинства русских групп – мы будем играть свой материал наряду с каверами, что мы будем петь по-русски, что блюз – это такая же родная нам музыка, как и американцам…
История Porpendechos короткая, мы дали не так уж много концертов, но люди принимали нас достаточно благосклонно. Я вспоминаю, как после одного выступления, где мы исполняли I Got My Mojo Workin`, к нам подошёл расписанный блатными татуировками мужик и уговаривал нас ещё раз сыграть «моко», уж очень песня его цепанула. В общем, есть что вспомнить, но, думаю, лучше дождаться мемуарного возраста; тогда, думаю, напишу многотомное исследование. Потом, году в 2001, мы благополучно распались, но благое семя, оставленное нами, вскоре дало о себе знать…
Пока Porpendechos ушёл в небытие, а BluesGrass ещё не появился, на рязанском блюзовом небосклоне (обычно пустом) появилась звёздочка по имени Holly Rollers Blues Band. Это случилось, как я понимаю, году в 2002.
С тех самых пор Holly Rollers – завсегдатаи рязанской (и не только) сцены. Ребята исповедуют кавер-подход к исполнению блюза – играют признанные блюзовые стандарты. И играют весьма неплохо! Если проводить стилистические изыски, то Holly Rollers – блюз-роковая группа. И они долго и с честью несли бремя одиночества блюзового существования в роково-тяжелячно-техно-попсовой среде. Но вот однажды…
…И тут я сделаю лирическое отступление совсем в другую, казалось бы сторону…
К чему я тут описываю историю? Зачем это всё надо? Ведь можно просто ответить на главный вопрос, расставляющий всё на свои места: «А что вообще для тебя блюз?». И сразу ясно, кто перед тобой – брат или чужак. (Снова автора потянуло на позёрство!=))))
Когда Porpendechos ещё был жив, мы, его участники, собравшись за пивком – или чем покрепче – долго и пафосно разглагольствовали о том, что такое блюз, какой блюз правильный, а какой нет, какой исполнитель в традиции, а кто – отщепенец.… Всё это, конечно, сейчас, с позиции накопленного опыта, кажется пустым трёпом, но мне до сих пор вспоминается тема, которую я вынес из этих разговоров, и которая до сих пор актуальна для меня (Сейчас автор задвинет могучую телегу и всех задавит своим несусветным интеллектом, приготовьтесь!):
• Блюз религиозен по своему исходному посылу
• Блюз имеет мистическое измерение, имеет свою мифологию
• Блюз накладывает на блюзмена определённые обязательства, и от этого просто так не отвертеться
Я не буду сейчас подробно вдаваться в эти темы, но я над ними много думал, изучал биографии блюзменов, и снова думал… Я могу много и аргументировано говорить на эти темы, но они находятся за рамками данного эссе.
Для чего я отступил от основной темы? Всё просто: BluesGrass начался с того, что, попытавшись уйти от блюза, каким я его знаю, у меня ничего не получилось…
BluesGrass собрался в 2008-2009 годах. В него вошла разные музыканты. Среди них – двое, кто принимал участие в Porpendechos: я и Родион Киселёв (экс-One Drop, ныне – параллельно BluesGrass`у – Rude Reggae Surprise ).
Идея BluesGrass во многом перекликается с идеей предыдущего проекта: свой материал плюс кавера, блюз на русском языке, представление разных блюзовых жанров и направлений.
Сейчас BluesGrass активно разрабатывает обильную ниву накопившегося материала, не менее активно несёт свет своего (достаточно оригинального) понимания блюза в народ. (Снова пафосные понты!)
Мы не относимся к блюзу, как к догме; 12 тактов, три аккорда, пентатоника и шаффл не являются пределом наших мечтаний. Возможно, поэтому наше творчество вызывает некоторое количество негативных откликов из когорты новоявленных «блюзовых ортодоксов», которым, похоже, недосуг послушать записи исконного, архаического блюза, который, как известно, местами радикально отличается от вышеупомянутой «догмы». Мне вспоминается одна дискуссия на одном из маститых блюзовых форумов, в ходе которой, устав опровергать узколобый подход некоторых братьев по блюзу, я задал своему оппоненту вопрос «А, например, гусли и подобные инструменты – они блюзовые или нет?», на что услышал ожидаемое горячее отрицание, аргументированное тем, что, мол, никто из настоящих блюзменов на гуслях не играл. Не останавливаясь на том, что блюз – отнюдь не в инструментах (что, как я понял, тоже сложно признать некоторым братьям), я указал на выдающегося исполнителя блюзов Вашингтона Филлипса, который увековечен не только в Библиотеке Конгресса США, как блюзовый исполнитель, не только издан на блюзовом лейбле и в блюзовой серии пластинок, но и сами его тексты, его исполнение искрится полнотой владения блюзовой традиции (разумеется, не в догматическом её понимании). (Вот тут автор особенно сильно выступил, по собственному – широколобому – мнению! =)))
Итак, что мы имеем? Два блюзовых проекта в активе и один – в пассиве. Значит ли это, что в нашем славном городе больше ничего не происходит в блюзовом направлении?
Конечно, нет! Для полноты картины упомянем известную в Рязани (и не только) джазовую группу «Feelings», в репертуаре которой присутствуют стандарты типа Every Day I Have The Blues; также мне известно как минимум два блюзовых проекта, которые, к великому сожалению, не дошли до стадии реализации; кроме того, живёт в нашем городе скромный, но отвязный харпер Павел Бочаров, у которого, надеюсь пока что нет собственного проекта (мне выпала честь джемовать с ним и видеть его выступления, виртуозные и зажигательные). То есть можно сказать, что с некоторой регулярностью в Рязани предпринимаются попытки создания блюзовой «движухи». И это, разумеется, радует!

Но самый главный потенциал блюза содержится, как ни странно, не в музыкантах, а в умной, понимающей публике! И тут я с радостью заявляю, что они есть у нас! Для примера могу указать на маленький, но очень уютный галерею-клуб «42», в котором нам доводилось выступать. Публика там просто потрясающая! Мало того, что находились люди, подпевающие хитам, типа «Hoochie Coochie Man», так на одном из наших выступлении в зале оказался неизвестный харпер, который неплохо играл на принесённой с собой гармонике!
  Именно отсюда, из того, что есть люди, которым блюз по душе, я делаю вывод, что в Рязани есть возможности для плодотворной блюзовой жизни, которая, несомненно, заиграет яркими красками и ритмами на радость людям и всему миру! (Ну, автора совсем понесло, поэтому пусть он брызжет слюной умиления в других своих произведениях, а данное эссе я, Совесть Автора, обрываю ради вашего, читатель душевного благополучия=)))))

страница группы вконтакте

треки группы:

  font-size:12px">BluesGrass - Буги
Скачать Обсудить Realmusic.ru
  font-size:12px">BluesGrass - Нет денег
Скачать Обсудить Realmusic.ru
  font-size:12px">BluesGrass - Слова, слова
Скачать Обсудить Realmusic.ru
  font-size:12px">BluesGrass - Билет
Скачать Обсудить Realmusic.ru
  font-size:12px">BluesGrass - Rollin` And Tumblin`
Скачать Обсудить Realmusic.ru

 

концертные видео:

Класс! Спасибо!

аватар: ТК - BluesEnclave

Класс! Спасибо!

Хмм.. Мне вот интересно,

Хмм..

Мне вот интересно, ежели изловить живого негра, исполняющего блюз, да спросить его обо всем об этом - что он ответит? Москвичи, у вас больше возможности расспросить заезжих гостей о том, о сём.. ни у кого нет опыта подобного общения?

Мне все-таки кажется, что посылы типа

• Блюз религиозен по своему исходному посылу
• Блюз имеет мистическое измерение, имеет свою мифологию
• Блюз накладывает на блюзмена определённые обязательства, и от этого просто так не отвертеться

придумали белые. А черные - просто играли музыку. Кстати, первое утверждение (из указанных трех) весьма спорно. Да, блюз развился из госпелов и спиричуэлсов, духовной музыки, но стал-то светской! Вот Сон Хаус, например, получивший изрядное религиозное воспитание, испытывал некоторые душевные терзания, играя такую светскую музыку, как блюз.. У кого-то из черных в юности были проблемы с родителями, утверждавшими, что исполнение богопротивного блюза доведет до адова пекла, что, в принципе, не вызывает сомнений, если знать, что творилось на концертах Мадди Уотерса.

простите за сумбур, надеюсь, основная идея понятна.

А по поводу потенциала рязанского слушателя - в принципе, случаи есть полярные.. бывает, после концертов мальчики/девочки подходят, спрашивают - а чья песня? а как/где послушать? А бывает, как в одном заведении - играли, играли, а потом подходит администратор заведения и говорит - "у нас тут сидят пьяные и злые депутаты и "мурку" просят".. Вот вам и потенциал)))

 

 

Рад ,что рязанские братья

Рад ,что рязанские братья тоже подтянулись! =)))))

Так как дискуссия публичная ,отвечу здесь (хотя можно было бы обсудить это дело и за чашкой чего-нибудь).

Во-первых, мне кажется, что блюз - разный. Какой хочешь, такой и найдёшь. Хочешь религиозного - пожалуйста; хочется светского - милости просим; желаете прсто откровенной пошлятинки или блатняка - да за милую душу. Таков блюз сейчас.

Но, если обратиться к корням (о чём я и пишу), к тому, ОТКУДА и ИЗ-ЗА ЧЕГО блюз вообще появился, то это именно духовная музыка. Вот ещё один тезис, который пинципиален для меня: ни одна народная музыка (а блюз - именно разновидность народной музыки) не играется "просто". Пусть блюз исполнялся на сельских посиделках, но это - не просто развлекуха, достаточно послушать тексты. Нельзя мерять посиделки негров 19в. мерками наших дискотек и клубняка!

Теперь о том, что блюз запрещали в церквях. Уж явно не потому, что он светский. Опять же отсылаю к текстам (Ч. Пэттон, Р. Джонсон, С. Джеймс, например): блюз просто не вписывался в культуру богослужебной музыки таможних конфессий - уж слишком (с точки зрения тамошних и тогдашних сект) в нём развиты покаянные тона ,слишком уж явно местами блюз "наезжает" на Бога, слишком уж редко блюзмены восторженно славят Бога. Именно поэтому блюз и "не пришёлся ко двору" ,именно поэтому его называли "музыкой дьявола". Но, в тоже время, именно это и делает блюз именно духовной музыкой (повторю, не сейчас, а тогда, когда он начинался).

Во-вторых, по поводу мнения западных (американских) блюзменов. Как насчёт мнения Джона Ли Хукера, устроит? Милости прошу, не залезая далеко, ознакомиться с его мнением http://www.rusblues.ru/node/194 на данном портале. И, надеюсь, что это удовлетворит твой интерес, уважаемый брат=)))

Кстати, предложение встретиться, пообщаться и поиграть в силе=)))

В любом случае, я рад, что ты обратил внимание на мою статью ,спасибо тебе!!!

И, кстати, воте еще

И, кстати, воте еще что..

При сочетании "русский рок" возникают ассоциации с чем-то унылым, тоскливым, беспросветным.. Дай Бог, чтобы с русским блюзом так не получилось.