ПЕРВЫЙ ПОРТАЛ O РУССКОЯЗЫЧНОМ БЛЮЗЕ

Вау!

Рецензия на альбом PWHB

 

Я уже вторую неделю не вынимаю из  плеера POW WOW HARD BOOGIE. Ну, блин, зацепило, тащит и зело вштыривает – такая вот могучая энергетика у моего любимого Юконища. Ещё со времён БуранОффБлюз  парни освежают отвратный западный перегар российского блюза каким-то невероятным ментолом свежих музыкальных идей, новизной трактовки вечных блюзовых тем  -  одиночества, отчаяния, безнадёги, но с чисто русской примесью юродства, бурлеска, фантазии и… надежды. В творчестве Юкона много слоёв и бэкграундов, как музыкальных, так и поэтических.

Юкон - это не аккомпанемент ярко выраженного лидера, как, скажем, Стиви Рей и Doubble Trouble, Юкон  - это сплав вздорных индивидуальностей, которые сумели прийти к кровавому авторскому компромиссу, сохранив при этом фантастический творческий резонанс. Видимо поэтому альбом PWHB и получился столь разноплановым, необычным, нескучным.  В списке авторов у Юкона фигурирует икебанический букет  причастных:  самоотверженные старатели  блюза – в миру грузчики, менеджеры, мелкие ИПшники, безработные, программисты, немного байкеры, очень музыканты.

В пластинку включены несколько хитовых композиций Ромы Буранова, его фундаментальный творческий импульс не забыт, оценен и развит  в меру  пубертатного созревания Юкона, как блюз-роковой команды. Ибо моим  дорогим дядькам уже всем в полтинник, а, говорят, только по всей роже изведавшие жизни мужики научаются издавать  такие фрейм-волны блюза на правильной частоте, которые немногие оставшиеся в живых  клубные сталкеры воспринимают, как глоток кислорода в духоте музыкального эфира.

За всю карьеру в Юконе сменилось пять или шесть барабанщиков, одним из которых был весьма мною уважаемый, академичный Денис Маранин, но с приходом  Алексея Портнова («Buzheleg») с его убедительным пистолетным приходом в малый, плюс  с хорошо смазанным  уверенным и веским  басом Ромы Казьмина, Юкон ощутимо набрал и драйву, и газку, и вопросов у меня к ритм-группе нету никаких, остаётся уже просто, постанывая,  только вибрировать  вместе  с ними.

Алексей Емельянов ("Texas"), опытный гитарист и астральный скиталец, он тщательно создаёт физику музыкальных композиций, и массу, и плотность, и объём. Его слайд лёгок и лиричен, а отточенные синкопы щедро наполняют блюзовые тарелки Юкона сочным дымящимся мясом.

Дорогой амиго Мишин блуждал между репами этаким бесприютным рокерским огоньком святого Эльма, гулял, выпивал, забывал слова, согрешихом и беззаконовахом, но и он доставил на базу целых две совершенно невероятные песни -  Судьба и НетЛенка (видимо, ответ Чемберлена очередной не в меру стервозной зазнобе). Вещуга записалась совершенно убойная, я её слушаю, когда промозглым утром надо выволочь себя за волосы из постели и надавать себе пинков под жопу, чтобы почапать на постылую работу. Короче, сей трек не только антифеминистский, но и весьма мобилизационный.

Серёгин вокал, с характерной такой тембровой трещинкой, есть важнейший элемент юконовского блюзового мессиджа. К текстам своих песен музыканты Юкона подходят архитребовательно, поэтому так значимы правильные акценты, интонации, каденции, паузы,  обрывы фраз и недосказанность. Очень приятно, что Сергей отнёсся столь ответственно и дисциплинированно к выполнению своей творческой миссии. В записи пластинки Серёга выложился на полную катушку, оголённый нерв мишинского  вокала пронизывает все композиции альбома, накачивая их непередаваемым блюзовым ознобом.

Что мне нравится в Алексее Мелешине – он избегает бесконечной пронзительной пилёжки в верхних октавах, его гитарные партии в каждой композиции лаконичны, насыщены и философски осмыслены.

В Прощании с Петербургом – особенно, гранитная основательность и нордическая лиричность гитарного соло пробуждает пронзительную щемящую тоску, знакомую мне ещё со времён студенческих набегов в Питер.

В трогательном бурановском вальсе, удачно замаскированном под блюз, Лёшина гитара мурчит, мяукает и выдаёт пластичный, как гибкое кошачье тело, звук. Cat Blues давно уж кочует по сети, оброс любительскими видеоклипами и даже был включён в концертный репертуар других рок-групп. Под эту песню, под пиво, отлично гуляют боевые мужики, обнявшись за плечи и раскачиваясь. Знаю, участвовал-с.

Мелешин – консервативный гитарист, в хорошем смысле, с глубоким знанием базы и классики. В Alone, например, Алексей работает в добрых традициях чикагского мейнстрима. В невском блюзе – мелодичная джазовая партия. В I’lazzy today вносит элементы соула, и даже трэша. В центральной композиции альбома PWHB Мелешин проявляет себя уже не только как гитарист, но уже и как корифей, и хормейстер. POW WOW - это такой праздник индейских племён, индейцы зарыли на время томагавки войны, забили бизона, трубку мира и вообще на всё, собрались у костра, поют и танцуют. И вот в  этом первобытном хороводе всем бойцам даётся возможность кратко высказаться по вкусной музыкальной теме – и Алексею Силину ("Блюзмен") -харперу, и клавишнику Алексу(Lex), и Техасу. Ну, и сам Мелешин – ведёт главную тему, и вмазывает в свой черёд чертовски элегантные пассажи. И на выходе получилось, по-моему, охренительное буги.

Алексею  - респект, он великий шаман, хотя и зануда.

Что касается текстов, то Юкон стараются строго придерживаться жанровых клише – одиночество, отчаяние, расставание с любимой и прочая лютая кручина. Поэтика Юкона стилистически выдержана, по песням кочует серия повторяемых художественных образов – огонь, как символ божественной благодати, выпивка, как символ маргинального состояния, порванная в клочья душа, разбитое вдребезги мироздание, в общем, уважительные причины для нормального блюза.

Каждая песня Юкона есть маленькая история, по которой можно снять короткометражку, или как минимум прикольный клип.

Хромая Собака – это тема про изгоев, отверженных, про одичавший социум и про силу наших природных инстинктов. Музыкальная идея Мелешина, на мой взгляд, поразительна – депрессивную тему отчаяния он неожиданно трансформирует в волю сопротивления Судьбе. Прокаченный кузнечный рифф композиции мобилизует любого доходягу – и в тебе, брат, есть сила, ты только иди, иди, не останавливайся, ведь все эти суки есть болезненная иллюзия, они кончатся,  а ты – вот он, есть. Fugit ergo it.

Выламывается (ну, так, позитивно выламывается) из трек-листа  Не уходи. Белый стих, шаг в сторону от блюза…Экспериментировать не грех, и в этой композиции Юкон демонстрируют незаурядный драматический потенциал.

Относительно названия и оформления кавера (handmade Сергея Маковецкого, ИМХО гениальный рисовальщик!) POW WOW HARD BOOGIE –  это некий прикол, изюминка, хотя ничего индейского в музыке Юкона нет. Зато оригинально и привлекательно.  А ещё это дань истории группы. Давным давно парни подвизались в качестве хаус-бэнда в одноимённом музыкальном клубе, а сейчас содержат репетиционную базу POW WOW. Плюс давняя дружба с реконструкторами из Greengrass Singers. Когда ещё можно попеть с "настоящими индейцами"? Сами Юконовцы, впрочем, определяют свою музыку скорее как «байкерскую». И то, Юкон неоднократно выступал и у Ночных волков, и на слётах клуба Вулкан.  Главное, что знаменатель у всех этих радостных движух один –  свобода.

Судя по всему, звукорежиссёр пластинки Сергей Науменко серьёзно подсел на материал Юкона, если оценивать скрупулёзность и продолжительность его профессиональной работы. Запись, мастеринг и сведение – высочайшего класса. Серёга – тебе поклон.

Нужно отдать должное и ларьку с разливным пивом, что на выходе со студии Gigant Record – он поддерживал творческий градус, летом, после сессий, юконовцы в компании с Науменко регулярно принимали по кружечке освежительного.

Нельзя не отметить, что в европах наметилось восхождение блюз-рока, как востребованного музыкального направления. Так что Юкон отчётливо попадает в тренд, хотя в России сейчас мало кто работает в такой стилистике. 

В целом Юкон представляет ценителям блюз-рока очень зрелую, превосходную пластинку, доказательство, что в тайге Русского Блюза ещё бродят настоящие медведи.

(с) Вованъ

 

p.s. C изумлением узнал, что дирекция  iTunes ОТКАЗАЛАСЬ размещать альбом PWHB для скачивания за деньги. Казалось бы – что рэп, что классика, лишь бы качественная музыка, найдутся две сотни любителей, которые подогреют трудовым юанем честного исполнителя. Ан нет, низзя. Поневоле поверишь и в мировой заговор π...ов от шоу-бизнеса, и что на русскоязычный блюз положен вооот такой пресс.

 

Посему призываю камрадов во всех уголках нашей блюзовой планеты поддержать мужиков из Юкона благодарным спонсорским рублём (долларом, евро, форинтом, теньге, салом…чем могёте), ибо кредиторы лютуют.

 

 

Всем добра.